Инновационный профиль образовательного учреждения

 

Инновационный профиль образовательного учреждения

 

 

Основные направления ближайшего развития ОУ

 

Миссия Дома детского творчества - реализация федеральной и региональной политики, гарантирующей воспитанникам достижения качества образования, основания для духовного и творческого развития, социальную компетентность и жизненную успешность, осуществление систематической профессиональной ориентации.

Сфера дополнительного образования в настоящее время претерпевает значительные изменения в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Концепцией модернизации дополнительного образования на период до 2010 года, нормативными документами, обеспечивающими реализацию образования в Нижегородской области. Характер этих изменений обусловлен созданием организационных, методических, нормативно-правовых, организационно-содержательных основ проведения государственной политики в области дополнительного образования.

В ДДТ активно проводится научно-методическая, учебно-методическая и практическая работа (деятельность) по дальнейшему совершенствованию и развитию образовательного процесса.

Происходят изменения внутренней структуры, обновляется содержание и технологии образовательного процесса на основе принципов гуманизации и личностно-ориентированного подхода.

 

Основными направлениями поисков педагогического коллектива ДДТ является:

- совершенствование организации учебно-воспитательного процесса;

- формирование содержания образования, в основе которого лежат ценности индивидуального, культуросообразного, продуктивного образования;

- повышение компетентностей субъектов образовательного процесса.

 

Для выявления направленности образовательного процесса важно понять, какие мировоззренческие универсалии закладываются в его основу.

 

При разработке общей стратегии мы исходили из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальностью, предназначенностью, которую он реализует в своей жизни и которая во многом предопределяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели.

 

Любая демократическая система в первую очередь базируется на абсолютной ценности индивидуальной человеческой жизни, его личной и культурной суверенности. Человек сам отвечает за свою жизнь, карьеру, материальное и духовное благополучие, осуществляет выбор приоритетов.

 

В основе такого подхода лежит идея Человека, системообразующим компонентом которого является его культурная, духовная сущность. Это предполагает, что «человек культуры» это:

 - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая самостоятельностью, высоким уровнем самосознания, способностью к самоанализу и самооценке, чувством собственного достоинства, умеющая принимать решения и нести за них ответственность;

 - гуманная личность, способная к сопереживанию, терпимости;

духовная личность, с развитыми духовными потребностями в познании, рефлексии, красоте, общении, творчестве;

 - личность творческая, вариативно мыслящая, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах жизнедеятельности: учении, быту, организации досуга, общении.

 

Роль образования при этом состоит в создании системы благоприятных условий для возможности самоопределиться:

- в понимании и выборе своего индивидуального пути освоения знаний, в определении темпов личностного развития, в своих личностных ориентациях (открыть себя);

- в общекультурных, профессиональных, межличностных отношениях (открыть мир других);

- в типах и способах социокультурной адаптации (открыть различные культурные миры);

- в типах и способах мироощущения (открыть мир, природу, человека, мир прекрасного и творчества).

 

Цель подготовки включает в себя практическую готовность к жизни в определенном культурном пространстве, наш воспитанник готовится к жизни в условиях рыночного хозяйства, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли частной жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения языками мира, навыками общения. В этих условиях актуализируется бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, творить повседневную жизнь по законам красоты.

 

Достижение этого идеала связано, прежде всего, со значительной перестройкой всей организации жизнедеятельности, ее уклада, изменением содержания образования и средств педагогической деятельности. Без таких изменений при сохранении традиционного подхода к организации образовательного процесса невозможно эффективно влиять на процессы развития индивидуальности детей. Попытки изменения содержания образования традиционно были связаны с изменениями в учебном материале (хотя система дополнительного образования обладает большими возможностями: вариативность, разноуровневость, отсутствие требований стандарта). Следует также отметить, что предпринимались попытки гуманизировать образование путем изменения отношений учитель-ученик (и здесь дополнительное образование имело ряд преимуществ). Однако, все эти попытки (оставляя неизменными педагогические основания содержания образования, информационный подход при полном равнодушии к индивидуальному развитию ребенка) лишь усугубляют отставание от принципиально новых условий жизни современного человека и тенденций мирового развития.

 

Индивидуальность ребенка, чаще всего, интересует педагогов только с точки зрения того, как ее можно использовать для реализации своих собственных педагогических целей. Одним важно сберечь личность ребенка, не сломать ее при попытках непременно улучшить, сформировать, развить. Для других важно эту личность сделать податливой по отношению к якобы культурным влияниям. Поэтому большинство педагогов учитывает не индивидуальность и самобытность, а индивидуальные особенности. Ведь учесть их - значит приспособить к взрослым целям, приобщить к знаниям взрослого поколения с возможной эффективностью. Суть этих подходов одна - взрослые точно знают, как надо жить новому поколению и чему для этого надо учиться.

 

Понимая ущербность и неэффективность такого подхода, что образовательный процесс не может строиться в традиционной логике (усвоение через постановку и принятие целей), мы выстраиваем его в личностной субъектной логике, когда движение идет через присвоение норм культуры и общечеловеческих ценностей на основе диалога педагогов, детей, родителей. В нашем понимании образовательная среда ДДТ «совокупность индивидуальных ценностей и смыслов, пространство реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее» (Гинзбург). Именно здесь происходит взаимодействие различных ценностей субъектов образовательного процесса, диалог, а также реализация их потенций.

 

В этом контексте можно определить роли педагога и воспитанника.

 

Роль педагога:

- предъявлять ценностный спектр дополнительных образовательных услуг;

- создавать условия для обретения смыслов;

- создать условия для самоопределения в различных культурных средах.

 

Роль воспитанника как субъекта собственного развития:

- находить смыслы в выполняемой деятельности, в жизни вообще;

- искать оптимальные приемы качественного и творческого выполнения деятельности;

- включаться в различные виды деятельности с целью самоопределения и саморазвития.

 

Таким образом, возможным способом решения и осуществления выбранных направлений может быть реализация культурологической парадигмы образования, нацеленная на активное освоение способов ценностного, морального, рефлексивного образа мыслей в процессе познания, общения, поведения, деятельности, на обеспечение продуктивной, социально-ориентированной деятельности, творческого взаимодействия и сотрудничества, на создание условий для саморазвития, самоопределения.

 

Основная цель образовательной деятельности: создание условий для культурного самоопределения и саморазвития ребенка, обретения культурной идентичности, раскрытие творческих возможностей.

 

Для реализации цели необходимо комплексно и последовательно решить следующие задачи:

1. Развитие нормативно-правовой базы как условия перехода из режима функционирования в режим развития.

2. Обеспечение комплекса условий для развития образовательного процесса.

3. Создание комплекса условий для актуализации и развития педагогического потенциала ДДТ.

4. Обеспечение культуросообразных условий самоопределения и саморазвития детей.

5. Создание условий для развития материально-технической базы.

 

Условия:

1. Содержание и формы образования:

- базовые культурные ценности, выступающие в качестве цели образования;

- процесс общения и взаимодействия на основе творческой совместной деятельности детей и педагогов;

- культурные нормы и аура общения;

- культурный уклад всей жизнедеятельности, культурные традиции;

- разнообразная образовательная среда.

2. Деятельность субъектов организуется как

- культурная по формам, содержанию, направлениям;

- творческая по целям, мотивации, интересам;

- индивидуальная по стилю, совместная по характеру;

- имеющая социальную и личностную значимость, при этом продукты деятельности содержат элементы новизны и эстетическую форму; базирующаяся на общекультурных нормах.

3. Обеспечение культуросообразных условий самоопределения и саморазвития:

- осуществляется на основе реализации прав;

- определяется педагогической культурой, высоким профессионализмом педагогов ДДТ;

- предполагает принятие основных культурных ценностей и построение на них управленческой деятельности (демократические ценности, стиль управления, культурные традиции).

 

Средства:

1. Индивидуальные программы, планы, предполагающие влияние воспитанника на свое развитие.

2. Разновозрастные коллективы, объединяющие разных по способностям детей в естественной атмосфере общения.

3. Свободное взаимодействие детей и взрослых.

4. Соответствие культурного уклада ДДТ индивидуальным интересам и ожиданиям детей.

5. Мягкие требования, базирующиеся на целях совместной деятельности (договорные отношения, самоконтроль, самоуправление).

6. Общая атмосфера отношений на основе совместной деятельности, сотрудничества.

7. Мотивация детей на основе интереса, стремления к успеху, получение видимого результата в творческой деятельности.

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»